ГДДТ в соцсети
ГОСУСЛУГИ
ПРАВОВАЯ ИНФ-ЦИЯ
Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области
Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области
ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
НАША НОВАЯ ШКОЛА
Независимая оценка качеста
Минобрнауки РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
АИС "МРСОО РФ"
Минобр РО
Департамент образования г. Шахты
Рособразование
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Праздники России
Праздники России

Архив записей
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Новости ресурсного центра [40]

Научно-методическое сопровождение

 

За последние годы система методической работы в Городском Доме детского творчества существенно изменилась. Изменился спрос на виды методической продукции, произошло реформирование всей образовательной системы ГДДТ, осмысление функционала педагогами, произошло смещение акцента в сторону участия педагогов в совершенствовании образовательного процесса, изменилась система работы с педагогическими кадрами, идет процесс совершенствования сложившегося опыта работы на основе введения инноваций. Расширился круг основных направлений деятельности – это и управленческая, и организационная, и образовательная, и воспитательная деятельность, и информационное обеспечение. Все это обусловило разработку новой концепции учреждения, пересмотр и корректировку функций методической службы.
В современных условиях возросла роль методической службы ГДДТ, которая перешла от функции простого информирования к научно-методическому обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи педагогам во внедрении новшеств. 
В основу концепции методической деятельности Дома детского творчества были положены принципиальные положения петербургского ученого Е.В.Титовой: методическое обеспечение как направление профессиональной методической деятельности нельзя приравнивать лишь к методическому оснащению программами, методическими разработками и дидактическими пособиями. Это целая система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо оснащения, такие компоненты как: продуктивная совместная работа методиста и педагога (коллектива), апробирование и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; подсистема информирования, просвещения и обучения кадров, совместный анализ качества деятельности и ее результатов.
Методическое обеспечение должно осуществляться на высокопрофессиональном уровне. Его качество можно отследить, во-первых, по качеству методической продукции и, во-вторых, по уровню его организации: насколько комплексно и системно осуществляется; насколько использованы возможности педагогической науки и опыт, в первую очередь, своего учреждения; насколько учтены потребности педагогов дополнительного образования.
В методическом обеспечении можно выделить такие разновидности как информационно-методическое, научно-методическое, технологическое, нормативно-методическое, программное и другие. Кроме того, оно может быть конкретно-адресным (по заказу конкретного человека или коллектива) или объективно-адресным – в этом случае методисты разрабатывают методическое оснащение, исходя из проблематики учреждения и собственного прогнозирования его развития. Приоритетными предметами методического обеспечения в Доме детского творчества являются: педагогическая деятельность, педагогическая система, воспитательный и образовательный процессы. Следовательно, приоритетным объектом методического обеспечения является педагогический коллектив и конкретные педагогические работники. Именно с концентрированность методической деятельности на собственном учреждении позволяет поднимать его на более качественный уровень деятельности и результатов.
 
Методическая деятельность в ГДДТ ведется на разных уровнях: учреждение, структурные подразделения, педагоги.

 

В состав методической службы учреждения входят:

 

 
Методический совет - коллективный общественный  экспертно-консультативный орган, объединяющий на добровольной основе высокопрофессиональных педагогических работников учреждения. Методический совет координирует  методическую деятельность в учреждении.
 
Задачи и основные направления деятельности Совета:

 

  • координация деятельности методических объединений;
  • определение приоритетных направлений методической и исследовательской деятельности педагогов, подготовка рекомендаций по их совершенствованию;
  • поиск путей интеграции общего и  дополнительного образования, эффективного взаимодействия учреждений образования, науки, культуры,  общественных организаций по созданию единого образовательного пространства;
  • разработка системы педагогического мониторинга, диагностического инструментария для оценки результативности и качества дополнительного образования в условиях учреждения.
  • организация инновационной деятельности, направленной на освоение современных подходов, форм, средств и методов образования, новых педагогических технологий;
  • внедрение в практику учреждения достижений педагогической науки и передового педагогического опыта инновационной деятельности; направленных на модернизацию и модификацию образовательного процесса;
  • стимулирование инициативы педагогического коллектива к занятию опытно-экспериментальной, научно-исследовательской деятельностью,
  • руководство работой творческих групп и временных научно-исследовательских коллективов;
  • проведение внутренней экспертизы учебно-методических и организационно-распорядительных документов (Программы развития, образовательных программ, учебных планов и т. д.);
  • рассмотрение и оценка сквозных интегрированных программ;
  • оказание поддержки в апробации инновационных образовательных программ и реализации новых педагогических технологий;
  • выдвижение лучших педагогов для участия в городских, областных конкурсах педагогического мастерства;
  • анализ и рекомендации к печати методических разработок, рекомендаций, образовательных программ и другой методической продукции.

Планирование и построение работы методической службы основывается на мониторинге:

  • Профессиональной подготовленности коллектива;
  • Психо - эмоционального состояния коллектива;
  • Полноты и уровня реализуемых образовательных программ.

 

Методической службой проанализированы и классифицированы действующие программы, создан банк программ, ведется большая работа по модернизации программно-методического сопровождения образовательного процесса, подготовлены рекомендации педагогам по разработке образовательных программ, учебно-методических комплексов.
Сегодня в рамках учебного плана в ГДДТ реализуется 66 дополнительных образовательных программ, обновляются и пополняются учебно-методические комплексы программ.
Существующие программы реализуют возрастной подход, учитывают диапазон интересов и потребностей детей, ориентированы на отражение ценностей гуманитарной и духовной культуры и искусства.
Программы предполагают включение детей в различного рода творческую деятельность, диалоговое общение. 
Программы направлены на эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие ребенка.
Программы способствуют решению проблем социальной адаптации детей. Различные формы деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях.
Тематическое содержание программ способствует социальной адаптации ребенка, нацелено на знакомство с миром взрослых, со всеми основными видами деятельности человека. Ребенок ставится в различные жизненные ситуации, проживание которых способствует его социальной закалке и развитию коммуникативности.
Анализ образовательных программ позволил выявить определенные тенденции в развитии программного обеспечения  образовательного процесса в учреждении. Результатом серьезной работы  в процессе семинаров, круглых столов стало осмысление  педагогами предназначения программы дополнительного образования детей как средства создания  развивающей среды, переводящей ребенка из позиции потребителя знаний      в позицию открывателя, исследователя, представляющей каждому ребенку  возможность свободного выбора  образовательной области, уровня и времени освоения, адекватных его индивидуальным потребностям интересам, способностям.  
Сегодня налицо прогресс в научном обосновании актуальности программ, их содержания, технологий реализации, прогнозировании предполагаемых результатов их освоения, диагностики. В пояснительных записках многие авторы опираются на современные педагогические и психологические концепции.
Соответствие методов, средств и организационных форм образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям обучающихся, подтверждается результатами анкетирования обучающихся их родителей, педагогов. 
Анализ динамики мотивации обучающихся за последние 3 года показал, что у обучающихся сформирована устойчивая мотивация к обучению по образовательным программам. У детей  преобладают внутренние, глубинные мотивы, что способствует подержанию у них устойчивого интереса к занятиям в детских объединениях. Взрослому и детскому населению предъявляются результаты работы по направлениям образовательного процесса в форме концертов, смотров, выставок. 
На занятиях обучающиеся приобретают не только опыт предметной деятельности (овладения знаниями и умениями), но и получают опыт эмоционального общения. Используемые методы обучения детей соответствуют их возрастно-психологическим особенностям.
Высокое качество программ обеспечивает высокий статус учреждения в городе, а также соответствие предлагаемых образовательных услуг запросу населения.
Методистами ГДДТ оказывается информационно-методическая, консультативно- методическая и научно- методическая помощь педагогам дополнительного образования.
 
Практикуются следующие  формы работы:

 

  •  семинары,
  •  практикумы,
  •  мастер - классы,
  •  деловые игры,
  •  круглые столы,
  •  выставки методических материалов,
  • смотры-конкурсы,
  • творческие отчеты,
  • психологические семинары,
  • работа с начинающими педагогами дополнительного образования,
  •  консультирование  и т.д.

 

Разнообразие этих форм позволяет осуществлять качественную и полную реализацию образовательных программ и учебного плана учреждения, обновлять содержание образования.
Особое внимание методический отдел уделяет поддержке личностного развития педагога дополнительного образования. С этой целью проводится  диагностирование педагогов, тренинги личностного роста.
Особую значимость мы придаем самообразовательной работе педагогов, поскольку только через собственную активность, путем самообразования и самовоспитания, специалист предстает как саморазвивающаяся личность. Самообразование и самовоспитание влияют на формирование профессиональной ответственности, повышение качества и результативности деятельности.
Но на практике существует противоречие между стремлением педагогов к самопознанию и саморазвитию и их неготовностью к самоорганизации. 
 
Разрешение этого противоречия требует:

 

  • непрерывного системного образования педагогов с опорой на личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы
  • формирования у педагогов потребности в саморазвитии на основе учета интересов, обучения рефлексии собственной деятельности, адекватной оценке своих достижений, недостатков;
  • формирование у педагогов умений самооценки, самоанализа, самоконтроля.

Целенаправленный процесс повышения и развития профессиональной компетентности педагогов под воздействием факторов самообразования возможен при четком планировании самообразовательной работы. (Рис. 1)

Рис.1 Работа педагога над темой самообразования
1
Стрелка вниз: Представление материалов: Ø выставка, Ø дневник по самообразованию, Ø творческий отчет, Ø выступления на педагогическом или методическом совете

 

Методической службой ведется работа по обобщению и систематизации положительного педагогического опыта.
При обобщении опыта мы учитываем его актуальность, практическую значимость.

 

 

Психолого  – педагогическая   поддержка  развития личности педагогов находится на стадии интенсивного развития. Осуществляется она на основании психологического мониторинга.
За последние 3 года работа педагогов-психологов была направлена на выполнение следующих задач:

 

  • Оказание  помощи педагогам в  выборе содержания, принципов, методов и форм организации обучения и воспитания, наиболее полно соответствующих закономерностям и особенностям  возрастного физического и психического развития ребенка;  
  • Создание банка педагогических технологий, методов и средств организации взаимодействия  участников образовательного процесса;
  • Содействие в создании благоприятного психологического климата коллектива;
  • Оказание своевременной психологической помощи и поддержки педагогам;
  • Методическая помощь педагогам в приведении программного обеспечения образовательного процесса  в соответствие современным требованиям, в интересах конкретного ребёнка.
  • Обеспечение эффективности  системы  повышения квалификации педагогов.

Основные формы психологического сопровождения -  консультативное, коррекционное, психопрофилактическое, психопросветительское, методическое, диагностическое.

Опытно-экспериментальная работа

 

В современных социокультурных условиях модернизация системы дополнительного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность учреждения вписываются инновационные процессы.    
Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.
Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи – принятие ее коллективом – целеполагание – разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) – процесс реализации инноваций в  практике учреждения – педагогический мониторинг – качественные изменения «образа учреждения». 
МБОУ ДОД ГДДТ является развивающимся образовательным учреждением. В соответствии с требованиями времени и с целью повышения качества образования коллектив педагогов работает в поисковом режиме, целью которого является определение на основе тщательного анализа текущей обстановки в ГДДТ необходимости внедрения инноваций, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса. 
 
Работа в режиме развития  требует определенных условий:

 

  • достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно – воспитательного процесса, рейтинг учреждения дополнительного образования среди детей, родителей, в городе;
  • хорошая учебно – материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
  • высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
  • готовность педагогов, детей и родителей к восприятию нового;
  • микроклимат в учреждении, доброжелательная атмосфера, открытость учреждения как социального института.

 

Выявление инновационных идей ведется  на основе:
а) углубленного анализа творческой деятельности педагогов дополнительного образования в процессе посещения занятий, проведения собеседований по итогам работы за учебный год, участия в конкурсах профессионального мастерства;
б) взаимообмена творческими идеями посредством установления профессиональных  контактов с педагогами города, области;
в) изучения методической литературы по проблемам повышения качества дополнительного образования, совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, организации культурно-досугового пространства и др. 
г) участия педагогов дополнительного образования в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях и др. 
Системная и планомерная работа педагогического коллектива над внедрением инноваций осуществляется на протяжении многих лет в «малых группах», «творческих лабораториях», «мастер-классах», семинарах. 
 
Апробация, внедрение и мониторинг инноваций способствует высокому рейтингу нашего учреждения среди учреждений дополнительного образования детей нашего города.

 

 

     Городской Дом детского творчества с 2007 по 2010 годы работал в статусе областной экспериментальной площадки. Тема эксперимента «Гражданское воспитание: инновационные формы досуговой деятельности». 
За это время был накоплен большой материал по вопросам гражданского воспитания детей, подростков и молодежи. Проделана огромная аналитико-диагностическая и отчетно-аналитическая работа.
 
В рамках эксперимента были разработаны и реализованы различные программы и проекты:

 

  • Программа «Потенциал»

Цель: формирование информационно-методической базы внедрения инноваций в образовательно-воспитательный процесс, организация научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ГДДТ в рамках реализации экспериментальной работы.

  • Проект «Школа гражданского воспитания»

Основным итогом  реализации проекта стало воссоздание музея ГДДТ. Было выделено и отремонтировано  новое помещение, идет сбор документов, фотографий,  наград и др. Торжественное открытие музея состоялось в ноябре 2009 года.

  • Проект «Первые шаги» Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

      В рамках экспериментальной работы было реализовано и несколько социальных проектов:

  • Социальный проект «Знакомых улиц имена»: участники проекта знакомились с историей улиц нашего города, занимались поисковой и экскурсионной деятельностью, встречались с ветеранами войны и труда. Материалы об улицах, названных именами героев Великой Отечественной войны, легли в основу сборника «Знакомых улиц имена».
  • Социальный проект «Искры Вечного огня». К идее создания проекта подтолкнула книга   Валентина Ющенко «Вечный огонь», в которой он рассказал о деятельности шахтинского подполья в годы ВОВ. Проект начался  в феврале 2010 г. со старта эстафетного альбома,  в котором  помещаются материалы о героях шахтинского подполья.  Закончить реализацию проекта мы планируем в феврале 2011 года.
  • Социальный проект «Наша Великая Победа» под девизом «65 добрых дел к 65-летию Великой Победы» - самый масштабный проект, реализованный нами в рамках опытно-экспериментальной работы. В ходе реализации проекта были проведены различные мероприятия и акции:
    • акция «Аллея славы»;
    • конкурс военно-патриотических клубов;  
    • марафон «Во имя Победы»;
    • праздник «Наследники Победы – победителям»;
    • военно-спортивные игры;
    • выставки;
    • встречи с ветеранами ВОВ и др.

   Особо хочется отметить городскую акцию «Синий платочек» (подарок ветерану) в рамках социального проекта «Наша Великая Победа», в ходе которой МОУ ДОД ГДДТ, лицеи, школы и гимназия города Шахты подготовили «подарки ветеранам» в виде маленьких синих платочков, которые вручались на праздниках ветеранам ВОВ.

     Реализация экспериментальной работы проходила в тесном сотрудничестве с учреждениями и организациями города.       

     20 мая 2010г. в ГДДТ состоялась научно-практическая конференция «Итоги инновационной деятельности МОУ ДОД ГДДТ в контексте опытно-экспериментальной работы по гражданскому воспитанию», целью которой было обобщение и распространение теоретического и практического опыта учреждений по основным направлениям гражданского воспитания в муниципальном образовательном пространстве. В конференции приняли участие педагогические работники образовательных учреждений дополнительного, дошкольного и общего образования и представители науки 35 образовательных учреждений города, было представлено в общей сложности более 30 докладов и сообщений. 

С 2010 года Городской Дом детского творчества работает в сетевой структуре Федеральной экспериментальной площадки по теме: «Творческая деятельность как фактор социализации детей и юношества».

Цель исследования: выявление каналов и механизмов влияния творческой деятельности в контексте влияния на социализацию детей и юношества

Объектом исследования избран воспитательный процесс, организуемый в русле коллективной творческой деятельности образовательных учреждений. Предмет исследования - закономерности творческой деятельности в аспекте влияния на социализацию детей и юношества.

Основные задачи исследования:

1. Разработка концептуальных подходов к формированию творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительною образования

2. Определение критериев сформированности творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования

3. Выявление факторов формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования

4.Разработка системы формирования творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования и принципов ее функционирования

 В рамках реализации экспериментальной работы по теме: «Творческая деятельность как фактор социализации детей и юношества» в ГДДТ были проведены:

 
  • Социопедагогические исследования - начальная диагностика творческой направленности личности.
  • Социопедагогические исследования, направленные на определение наиболее важных условий  творческого роста воспитанников в системе УДО (респонденты – педагоги ГДДТ):
  • Анкетирование педагогов ГДДТ с целью определения сформированности опыта творческой педагогической деятельности
  • Комплексная диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности:
  •  Подготовлен Тезаурус для педагогов дополнительного образования по теме экспериментальной деятельности.
  • Педагогический совет по теме экспериментальной работы, на котором был проведен философский стол «Педагогика творчества, социализация ребенка». Научно-практические семинары в контексте инновационной деятельности учреждения:
 

- «Теоретико-методологические основания  формирования творческой направленности личности в системе учреждения дополнительного образования»,

 

- «Психологические аспекты творческой направленности личности»,

 

- «Совершенствование профессионального мастерства педагогов в процессе формирования творческой направленности ребенка»

 
  • Конкурс сценариев воспитательного мероприятия среди педагогов дополнительного образования ГДДТ «Воспитание, социализация, саморазвитие».

Педагогические чтения в ГДДТ

       С целью развития и активизации творческой, научно-исследовательской деятельности педагогических и  руководящих работников в  Городском Доме детского творчества Департамента образования состоялись педагогические чтения «Пути и средства формирования творческой направленности личности в условиях дополнительного образования».

       Творчество в любом виде деятельности является мощным стимулом  саморазвития и самореализации. Учреждения дополнительного образования, как никакие другие, способны предоставить детям широкий выбор видов творческой деятельности, создать ситуации успеха, помогающие выявить творческую направленность и мотивацию.  С 2010 года ГДДТ работает в структуре федеральной экспериментальной площадки «Творческая деятельность как фактор социализации детей и юношества».

            Промежуточным итогом  этой работы и явились педчтения. На них прозвучало 20 докладов, в которых педагоги, опираясь на педагогическую теорию,   анализировали  свой опыт  работы  направл